Замечательно толкует юмор В.И. Даль:
\\\"ЮМОР (слово английское) - веселая, острая, шутливая складка ума, умеющая подмечать и резко, но безобидно выставлять странности нравов или обычаев; удаль, разгул иронии.\\\"
С этим прекрасным, кратким и ёмким определением не сравнятся сами психологические словари.
И вот, почему - Далю удалось выявить самые главные (не больше и не меньше) составляющие предпосылки юмора - в эмоциональном, интеллектуальном, и саму форму поведения. А также, у Даля достаточно определённо сформулирована специфическая сущность юмора.
1 - Веселье, удаль, разгул иронии – то есть, живой бодрый и весёлый ум. Ирония - исходит от критичного ума.
2 – Остроумие - которое включает в себя мотивы и приёмы шутки.
Шутка же имеет собственную психологию и также, является элементом психологии юмора. Одна из характеристик остроумия и шутки - это неожиданность. «Резко выставлять» - то есть, тонко подметить, нестандартно интерпретировать, сделать стильный комментарий или применить обманный маневр, создать иллюзию.
3 - \\\"Безобидно выставлять\\\" - важное замечание о природе юмора. Юмор - это явление человеческой культуры, где критика или протест смягчается игровым поведением (шуткой). Однако, существует и сатира с жесткой критикой и остротой, но минимум игры и шутки.
4 - Веселье - радость, оптимизм. Удаль - жизненный тонус молодости, тонус игрового поведения.
Разгул иронии - удаль или тонус игрового поведения, располагающий к шутке, социальный и развивающий в интеллектуальном соревновании аспект игры.
И всё же, определение можно подкорректировать:
Чувство юмора – способность критичного ума подмечать недостатки, противоречия, несовершенства; способность ассоциативной памяти и воображения, эффектно неожиданно, оригинально и творчески их высвечивать в шутливой форме.
Чувство юмора - это игривое, шуточное, ироничное (забавно-критичное или критичное высмеивающее) отношение к любому предмету и, в огромной степени, к человеку.
Комическое всегда связано с человеком и социальной средой, где человеческий и социальный фактор - самый главный и щепетильный в специфике юмора и комизма. Это самый чувствительный пусковой курок игрового поведения.
Комическое в неживой природе возможно в совокупности трёх условий.
1. Ассоциация с человеческим действием… олицетворение неживой природы.
2. Неожиданность.
3. Срабатывание рефлекса игрового поведения.
По меткому определению В.Даля: \\\"юмор - весёлая, острая, шутливая складка ума, умеющая подмечать и резко, но безобидно выставлять странности нравов или обычаев; удаль, разгул иронии\\\".
Вот такая \\\"складка ума и разгул иронии\\\" может подмечать странности и в неживой природе через её олицетворение.
Если не находится игры и шутки в самой природной среде, в социальной и деятельной жизни, то человек это создаёт сам.
Юмор – это потребность в веселии, которая использует физиологический механизм катарсиса: высвобождение медиаторов удовольствия после импульса с выбросом адреналина.
Для того, чтобы веселие превратить в смех, этот физиологический маятник должен получить эксцентричную динамику. Здесь необходим эмоциональный импульс удивления или небольшой испуг - в состояние бодрости и радости, как вплеск масла в огонь.
«Смех – это всегда радостный «испуг», радостное «разочарование – изумление», которое прямо противоположно восторгу и восхищению» Ю.Борев.
Игровой инстинкт здесь - стихия всех шуток, функционирует, как потенциал «базы» в транзисторе.
Адреналиновый вплеск возможен через интеллект и действие - и в социальной оценке содержания шутки или комической ситуации.
Социальный фактор – главный носитель специфики комизма, в юмористической и комической ситуации вливает в сознание и психику щепитильность.
Поэтому комизм всегда связывают с человеком и социальной его природой, о чём убедительно высказались в своё время Н.Чернышевский и А.Бергсон.
Все остальные факторы в юмористическом чувстве (зстетическое впечатление, интеллектуальное удивление) как дрожжи для положительной эмоции.
В связи с этим, юмор, также, суть остроумие и творческая мысль, использльзующие для эффекта шутку.
Юмор - творческий процесс на волне игрового поведения. Поэтому в его остро-умном (актуальном, тонком наблюдении, находчивости) либо художественном (метафоричном, гротескном и другом, даже, поэтичном образе) присутствует шутка - как обманный манёвр и розыгрыш.
«Как верно подчеркивал Гегель, не следует смешивать оригинальность с субъективным произволом, со следованием художника случайно пришедшим ему в голову мыслям. Нельзя отождествлять оригинальность с созданием причудливого. В псевдооригинальном остроумии и юморе художник, по мнению Гегеля, «исходит из своей собственной субъективности и все снова и снова возвращается к последней, так что настоящий объект изображения трактуется им лишь как внешний повод для того, чтобы дать полный простор остротам, шуткам, неожиданным прыжкам мысли, порожденным субъективным капризом. Но в таком случае требование предмета и это порождение субъективности расходятся. И художник оперирует материалом совершенно произвольно, дабы частные черты художника могли выступить как нечто главное». Из-за такой субъективности каприза художник «соскальзывает с действительного юмора на плоскую болтовню». Подлинная оригинальность комедийного произведения вырастает из оригинального осмысления реальности» (Ю.Б.Борев).
То есть, здесь можно констатировать, что «субъективный каприз» и «плоская болтовня» в псевдооригинальном остроумии суть чудачество, как примитвная форма юмора под действием гормонов игрового поведения.
И в таком случае чудачество само становится объектом иронии, смеха, насмешки.
Виновником комизма всегда является человек (образ чудака) - на фоне позитивного чувства или веселья, переживания радости жизни, социального чувства единения, человеческой сентиментальности.
Поскольку разум является критерием человеческого поведения, постольку глупость (странность) на пути к разуму создаёт контраст противоречия. Это всегда неожиданно, сентиментально и уже смешно, потому что глупость здесь принимает шутливый образ \\\"перевёртыша\\\", вызывая игровой рефлекс.
Также, необычный, оригинальный, контрастный, образный, эстетический художественный случай социального противоречия – это уже зрелище. А социальный контекст умножает чувственность и наполняет эмоцию.
«Зрелищное» социальное противоречие удивительно и сентиментально, здесь подключается игривое отношение (игровое поведение) - это теперь можно назвать комическим чувством.
В комическом чувстве возможно самовозвышение и насмешка. Но комическое чувство самодостаточной личности включает в себя чисто эстетическое, сентиментально-социальное, игровое чувство.
Само по себе нарушение социальных норм, малодушие, порочность, глупость, невежество, не комично и не смешно. Также, не смешны сами по себе разные ошибки, недоразумения и слабость. А искусственное осмеяние при этих проявлениях - это прикрытое чувство злорадства культурой социальной игры.
Чтобы было смешно, достаточно бывает неожиданности и сентимента на положительном эмоциональном фоне - достаточно глупость \"сморозить\"… \"ляпнуть\" ерунду…
Французский философ-просветитель XVIII в. Монтескье писал: «Когда безобразие для нас неожиданно, оно может вызвать своего рода веселье и даже смех» (Монтескье. 1955. С. 753).
Также, когда мы нечто «ляпнули» невпопад или «сморозили» глупость, то значит, отразили мы это в гротескном виде (то есть, \"ляпнули\", а не сказали, \"сморозили\", а не допустили). Некая оригинальная, можно сказать, эстетическая форма глупости реинтерпретируется как \"шутка\" уже на рефлекторном уровне - в эмоциональном возбуждении веселья и игрового поведения.
Чувство юмора (юмор) – это способность увидеть гротескную, парадоксальную, иную эстетическую композицию несоответствия каких-либо идеалов и норм, а также, художественно интерпретировать мысль или образ, действие, заключив в них шутку, иронию, пародию.
Нередко, юмористическое изречение - это, своего рода, комический афоризм, пословица. Где комизм суть творческий продукт шутки, связанный с образом человека или его деятельностью. Шутка же - это игра, а игра - это веселье, соревнование, интеллектуальное развитие.
Шутка – это сентиментальная веселая игра, построенная на обмане чувств, на обмане разума, а также (2) - это игривая, удивительно выстроенная мысль или просто неожиданное остроумное замечание по поводу всего, жизненно и социально значимого для человека (по поводу самого человека) и зачастую олицетворенного в его воображении; игровое поведение предполагает азарт и чувство успеха, триумф.
Шутка – социальная сентиментальная игра, смысл которой – вызвать удивление и веселье.
Где удивление - атрибут интеллектуальной деятельности человека, а веселье - общее благополучие.
«Если на тебя нежно падают лепестки роз, посмотри, не летит ли вслед за ними горшок...» (юмор из интернета)
Это типичная шутка, которая вначале прельщает, убаюкивает, или настраивает, вызывая у нас положительные эмоции, эстетическое чувство. Далее следует неожиданный поворот и развязка, удивляющая своей реалистичностью.
Шутка нередко необходима для поднятия оптимистического духа и для самообладания. Например, часто в связи с этим олицетворяется сама судьба с иронией в её адрес: «судьба злодейка», «назло судьбе». Да и жизнь имеет различные сравнения, и по поводу смерти рисуются ироничные образы.
Шутка, как форма игрового поведения способствует коммуникативной функции (общению) и является нормой социальной жизни.
Также, шутка в юморе (юмор - это \\\"умная шутка\\\") - это интеллектуальная тренировка и развитие навыков в наследственной форме игрового поведения.
Шутка эволюционно сформирована в обобщение и имеет свою структуру «архетипа» в наследственном знании, наследственном поведении и в общем распознании своих признаков.
Так, например, шутке свойствен «обман», «двусмысленность» или «нелепость», а наследственная память человека при определённых обстоятельствах (например, улыбка) через безусловный рефлекс располагает декодировать этот «обман» или «нелепость», как «шутку».
Ирония – это критика в шутливой форме.
Пародия – утрирующий художественный образ, заостряющий внимание (увеличивая - гипербола, или уменьшая - литота, эвфемизм) на всех, подлежащих критике-осмеянию деталях пародируемого объекта (персонажа) удивительно или неожиданно высвечивая (или рисуя) его странным и смешным.
Когда дети строят рожицы или гримасы, то по природе - это игра, по поведению – шутка, а конструкция этой шутки – гротеск. Гротеск способен «удивлять», синтезировать психическую энергию и положительные эмоции эстетического - сентиментального плана.
Смех – это рефлекторный всплеск эмоции природного веселья в критической, социальной и эстетической оценке столкновения (игры) двух смысловых контекстов, представляющих собою удивительное порождение или гротескное превращение, \\\"щекочащее\\\" ум, как и щепетильность лёгкого социального противоречия, псевдоразума, псевдосовершенства.
«Смех — всегда радостный «испуг» и радостное «изумление». И в то же время это и эстетическое изумление, прямо противоположное восторгу и восхищению. Радостное изумление со знаком минус» (Ю.Б.Борев).
Михаил Пушкарский,
Россия,
православный христианин
"за всякое праздное слово, которое скажут люди, дадут они ответ в день суда" (Мат.12:36)
"Кто находится между живыми, тому есть ещё надежда"(Ек.9:4)
Прочитано 973 раза. Голосов 0. Средняя оценка: 0
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Борьба с тьмой - Антон Мы часто ищем врагов снаружи и вовне, но в себе увдеть не можем через самооправдание. Так обманываемся сами, и обманываем других. Мы поступаем, как волки, напавшие на овец и несущие раззор, не понимая, что нападаем то на собственные Души, и Души своих ближних. Потому и говорил Христос, что ближние ваши - врагами будут.
Архимандрит Даниил (Сарычев) - Девятова Светлана 8 сентября 2006 года в 22 часа 45 минут мирно отошел ко Господу старец Даниил, старейший насельник московского Донского монастыря архимандрит Даниил (Сарычев).
В конце апреля 2006 года мне посчастливилось встретиться с архимандритом Даниилом. (К старцу Даниилу уже почти никого не пускали, после болезни он был очень слаб.) К весне 2006 года книга о православных старцах уже была сдана в московское издательство «Артос-Медиа», мы приступили к работе над второй частью о православных старицах. Рассказывая о схимонахине Любови, мы планировали упомянуть и о том, что блаженная старица Любовь в 1995 году встречалась с архимандритом Даниилом, хотелось немного рассказать и самом старце Данииле. Отцу Дмитрию Шпанько удалось договориться о встрече, но в самый последний момент встречу отменили, но дозвониться до меня и сообщить об этом не смогли, поэтому 30 апреля я приехала в монастырь (заранее), но в назначенный час никого не встретила. Я долго молилась у раки Святителя Тихона, и уверена, что именно по молитвам святого, спустя 2 часа попала в келью старца Даниила, где, по милости Божией, удостоилась получить благословение великого старца, и разделить праздничную трапезу с ним и его духовными чадами.
Нужно признаться, что за три дня до этого, во время обострения язвенной болезни, я не могла вообще принимать пишу, укрепляла себя лишь святой водой, просфорой, да монастырскими сухариками. Старец Даниил благословил есть вместе со всеми, по послушанию съела всё и исцелилась. (В тот день вечером я ждала очередного приступа боли, но всё прошло, на утро я могла уже кушать всё спокойно.) Слава Богу, за всё!
Вечером 21 сентября 2006 года, когда очерк о старце Данииле был в основном готов, внезапно наступило полное изнеможение - долго молилась лёжа, когда силы начали возвращаться, встала, подошла к шкафу с иконами и ощутила благоухание. Благоухала в правом нижнем углу бумажная икона Донской Божией Матери, купленная примерно в конце1991- начале 1992 года в Донском монастыре. (На обратной стороне иконы было написано –«400 лет основания Свято-Донского Ставропигиального монастыря (1591-1991г.г.)». Эта бумажная икона и Курская-Коренная икона Божией Матери «Знамение» (которую мне удалось в своё время приложить к чудотворной иконе), чудом уцелели во время пожара в 1995 году, когда от зажжённой свечи сгорели у меня дома на полке даже иконы приклеенные к деревянной основе. Взглянув на обратную сторону иконы, я вспомнила, как пятнадцать лет назад впервые пришла в Донской монастырь и подошла, как и все верующие, находящиеся около храма, к старцу Даниилу, который только что вышел из храма (в это время многие верующие устремились к нему и стали просить благословения). Благодарю Господа, что удостоилась встретиться со старцем Данилом вновь весной 2006 года.